Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Загорские дали»
Управления делами Президента РФ
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Все педагоги знают, что такое современные образовательные стандарты. Согласно им, предметно-развивающая среда в группе должна быть полифункциональная, легко доступна, содержательно-насыщенна, трансформируема, вариативна и безопасна. Именно игры и игрушки создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у воспитанников.
А полифункциональная среда предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов.Чем больше вариантов использования одной игрушки/пособия, тем положительнее это будет сказываться на развитии ребенка, тем полифункциональное их назначение!
Предметно-развивающая среда должна обеспечить возможность самовыражения воспитанников, комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями дошкольников, а также с учетом разнообразных педагогических задач.
Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса. Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах, например,оборудование для двигательной активности использовать в сюжетно-ролевых играх, мольберты – в познавательно-исследовательской деятельности, художественном творчестве и т.д. Открывается возможность для совместной деятельности взрослого с воспитанниками и самостоятельной детской активности.
Занимаясь вопросами развития познавательных процессов и используя полифункциональные игры, а также учитывая предпочтения дошкольников, можно сказать, что развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств способствуют такие развивающие игры, как:
Блоки Дьенеша;
Цветные палочки Кюизенера;
Игры В.В. Воскобовича;
Разнообразные конструкторы: «Лего», «Полесье», «Кликко», «Техно», «Репейник», «Металлический конструктор» и другие.
Блоки Дьенеша.
Эта игра состоит их 48 объемных геометрических фигур, каждая фигура характеризуется 4 свойствами: цветом, формой, размером и толщиной, в наборе нет даже 2 фигур, одинаковых по всем свойствам.
Основная цель игры: научить дошкольников решать логические задачи на различение фигур по свойствам, то есть выявлять их, называть и удерживать в памяти до 4 свойств.
Блоки Дьенеша - прекрасный материал для замещения любых предметов, поэтому можно придумать множество сценариев для сюжетно - ролевых игр.
Цветные палочки Кюизенера.
Это отличный дидактический материал для развития восприятия, внимания, мышления, математических способностей. Представляют собой палочки, разные по цвету и длине:10 цветов и 10 размеров, от 1 до 10 см, чем больше длина палочки, тем больше числовое значение. Каждый цвет и размер соответствует числу. Палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «меньше-больше», «короче-длиннее», «ниже-выше» и так далее.
Игры Воскобовича
Развивающие игры Воскобовича - это конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Особенно детям интересны «Квадрат Воскобовича» и «Геоконт».
Квадрат Воскобовича представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на ткань. Квадраты легко трансформируются, их можно складывать в разных направлениях, поэтому эту игру ещё называют «вечным оригами». Игру сопровождают методические сказки, в них квадрат превращается в лодку, конфетку, домик и так далее.
Эта игра позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества.
Игра «Геоконт» - известна как «дощечка с резиночками». На игровом поле закреплены пластмассовые кнопки, на которые натягиваются канцелярские резинки, в результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, цифры, буквы. «Геоконт» тоже сопровождается методической сказкой, в которой приводятся схемы – рисунки, но по нашим наблюдениям, дети охотнее занимаются самостоятельным творчеством.
Таким образом, игры Воскобовича развивают мелкую моторику, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, пространственных представлений), мыслительные процессы (конструирование по словесным моделям, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск закономерностей), воображение и творчество.
Хочу привести ещё несколько очень простых в исполнении и одновременно интересных, на мой взгляд, примеров, которые соответствуют этому понятию.
Взять, например, Конструкторы LEGO и другие конструкторы различной конфигурации.
Уникальным явлением в стране игр для детей дошкольного возраста всего мира, позволяющим без проблем общаться всем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор.
Он идеально соответствует требованиям полифункциональности предметно-развивающей среды группы, а также тематике сюжетно-ролевых творческих игр детей дошкольного возраста, позволяет решать широкий круг учебно-игровых задач: отрабатывать пространственные понятия, развивать коммуникативные навыки и речь, развивать социальные навыки, получать начальные знания о жизни человеческого общества, мире животных, о работе устройств, о причинах и следствиях и многое другое через игровую деятельность. Это яркий, безопасный, трансформируемый и полифункциональный материал предоставляет колоссальный простор для познавательно-исследовательской, социально-коммуникативной и игровой деятельности дошкольников.
Например, LEGO-конструктор, который состоит из пластмассовых блоков и множества других деталей: фигурок людей и животных, колес и т. д.
Принципы LEGO-технологии основываются на том, что дети – неутомимые конструкторы. Их творческие возможности и технические решения остроумны и оригинальны. Дети учатся конструировать по принципу «шаг за шагом», который позволяет двигаться вперед в собственном темпе. Из любого набора LEGO можно создать множество вариантов построек, придумать множество сюжетов для игр.
Применение конструктора LEGO способствует:
- сплочению детского коллектива;
- формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. воспитанники учатся совместно решать задачи;
- учатся распределять роли;
- объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Включение лего-технологии в образовательный процесс происходит посредством интеграции во все образовательные области, определенные ФГОС ДО.
Игровые упражнения для детей с использованием конструктора Лего.
«Чудесный мешочек» («Найди такой же!», «Найди и назови!»)
Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, зрительную и тактильную память; познакомить с понятием «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.
«Найди пару!»
Цель: способствовать развитию зрительного и слухового восприятия; конкретизировать представления и форме предметов; продолжать формировать умение действовать по заданному образцу.
«Запомни и повтори ряд!»
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память; познакомить с понятием «чередование элементов», «симметрия»; формировать умение действовать по заданному образцу
Игровое пособие «Сенсорная клавиатура».
Компьютер за последние годы прочно вошёл в нашу жизнь. Можно с уверенностью сказать, что предлагаемое пособие заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие, координацию в пространстве, внимание, умение сосредотачиваться. Все мы знаем, что мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для детей дошкольного возраста, которые исключительно важны для их умственного и психического развития.
На клавиши клавиатуры можно приклеить геометрические фигуры разных цветов. А можно, как вариант, картинки животных, птиц, фруктов, овощей, и т.д., расширяя познавательные функции пособия.
Оставшиеся картинки наклеиваем на белый картон, применяя различные варианты.
Использование пособия: индивидуально или в паре.
Варианты заданий:
выполни по образцу (использование карточек);
нажимай поочередно правой и левой рукой;
посчитай, сколько кнопок красного цвета, желтого цвета;
посчитай, сколько яблок, помидор, голубей и т.д.
Также клавиатура может стать тактильной. Она поможет развитию детских пальчиков, познакомит ребят с разными материалами, обогатит различными тактильными ощущениями.
Шумовая гусеница.
Занятия с шумовыми игрушками приносят весомую пользу для каждого ребёнка. Они играют важную роль в развитии акустических способностей детей, прекрасно формируют слуховую память и внимание, помогают научить различать неречевые шумы по типу громко-тихо, звенит-шуршит.
Использованные материалы (в данном случае): пластмассовые боксы от киндер-сюрпризов с различными наполнителями, издающими разные звуки (крупы, бусинки, пуговицы, зубочистки).
В ходе игры потрясите одной из коробочек и предложите детям найти контейнер с таким же звуком. В процессе игры ребёнок учится концентрировать своё внимание на звуках (что весьма важно для развития слуха и речи). Кроме этого, чтобы найти похожую по звучанию коробочку, требуется применить и логическое мышление.
А если обвязать боксы пряжей разных цветов и пришить к ним липучки с обеих сторон, то пособие превратится в забавную гусеницу, игра с которой будет способствовать также развитию тактильных ощущений и мелкой моторики ребят, запоминанию основных цветов. Также малыши учатся совместной игре и терпению.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие:
- дидактическими свойствами (игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.);
- возможностью их применения в совместной деятельности (игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.);
- отвечающие требованиям полифункциональности (т.е. они могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях).