Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Загорские дали»
Управления делами Президента РФ
В последнее десятилетие родители озадачены ранним развитием своего ребенка, и наверняка, многие из них слышали про такой метод работы с детьми, как Логоритмика.
Мне хотелось бы поделиться с читателями этой статьи знаниями, которые я приобрела на курсах повышения квалификации у невероятного педагога, соавтора программы «Музыка. Дети. Здоровье. Игровая методика развития музыкальных способностей детей», автора курса «Новогодние игры для дошкольников. Игровые песни.», Коротаевой Светланы Алексеевны. Своими авторскими наработками Светлана Анатольевна делилась с такой радостью и энергией, что я ни на минуту не пожалела, что потратила свои выходные на обучение. Два десятка специалистов, среди которых были музыкальные работники, логопеды и воспитатели, под руководством Светланы Алексеевны в течение двух дней, пока шел семинар,танцевали, прыгали, хлопали, звенели, шуршали бумагой и радовались, как дети. Очень хочется передать опыт и знания, которые я получила на данном курсе родителям своих воспитанников,коллегам, а также включить в свои занятия с детками моей группы те игры и упражнения, которые я проиграла сама, и с радостью взяла в свой педагогический сундучок.
Так что же такое Логопедическая ритмика или логоритмика? Если объяснить простым языком, то это взаимодействие речи, музыки и движений; развитие речи через движения, через развитие мелкой моторики, через развитие чувства ритма. Почему так важен ритм для ребенка? Да потому что все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме – ритмических упражнениях и играх. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых малышей она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, активизирует. Самые первые игры по логоритмике – это всем известные потешки, сопровождаемые движениями. Не зря наши бабушки и мамы уделяли такое внимание этим незатейливым стишкам. Например,
Летела сова (Машем руками)
Веселая голова.
Летела-летела,
На головку села (Кладем руки на голову)
Села, посидела,
Головой повертела (Поворачиваем голову)
И опять полетела (Машем руками).
Или, всем известный стих, про мишку косолапого:
Мишка косолапый
По лесу идет (имитируем ходьбу мишки)
Шишки собирает,
Песенки поет (Приседаем – собираем шишки)
Шишка отскочила
Прямо мишке в лоб. (Легонько ударяем себя ладошкой по лбу)
Мишка рассердился
И ногою- топ! (Топает ногой).
Таким образом любая мама может творчески подойти к прочтению понравившегося ей стихотворения, и показать малышу стих с помощью соответствующих тексту движений.
Для детей в возрасте 5-6 лет упражнения усложняются. Им нужно освоить не только движения, но и ритм, слова, музыку. Умение переключаться, развитие произвольности в игровой деятельности помогут детям подготовиться к школе. Вот, например, фрагмент игры из курса «Снежная логоритмика» С.А. Коротаевой, где происходит переход от достаточно умеренного к быстрому темпу:
Еле-еле по сугробам
Ноги тащатся Егора. (Слова сопровождаются шагом с высоким подниманием бедра, словно ребенок перешагивает через что-то).
А по ровной по дорожке
Мчатся без оглядки ножки. (Быстрый бег)
Еле-еле тащит санки
В гору девочка Оксанка. (Медленный шаг в паре. Один ребенок впереди другого.)
А с горы на этих санках
Не догоните Оксанку. (Легкий бег в паре).
А можно рассказать детям сказку о гномиках, которые выбивают снег из тучек и попросить помочь им (фрагмент игры из курса «Снежная логоритмика» С.А. Коротаевой):
В Ы бивАли гн О мы т У чку, 1- Развести руки в стороны над головой;
2- Хлопнуть в ладоши над головой,
Сыпался снежок летучий. (мягкими движениями кистей изобразить падающий снег);
Др У жно б А х! Др У жно б У х! Повторить комбинацию движений 1 и 2.
Полетел из тучки пух.
(мягкими движениями кистей изобразить падающий снег);
Н А Скам е йки, - 2 шлепка по столу;
Н А куст Ы . - 2 щлепка по плечам (руки скрестить перед грудью)
Вс Ё в снег У : - 2 шлепка по ногам,
И Я , и т Ы . - 2 шлепка по плечам (руки скрестить перед грудью)
Повторить еще раз.
Кому же полезна логопедическая ритмика? В первую очередь детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержку речевого развития, нарушения звукопроизношения. Ведь речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев. Очень важна логопедическая ритмика для так называемых детей - неговоряшек , так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивируют ребенка заговорить. «А ребенку, у которого нет нарушения речи, - спросите Вы, - логоритмика не нужна?» И ответ будет однозначный: нужна.Вот лишь некоторые задачи, которые решает логопедическая ритмика.
- Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
- Формирование правильного дыхания и звукопроизношения.
- Развитие тембрового, ритмического, мелодического слуха.
-Развитие мелкой и крупной моторики, координации и умения ориентироваться в пространстве.
- Развитие творческих способностей, коммуникативных навыков.
- Активизация межполушарного взаимодействия.
-Регуляция произвольности мышечного тонуса, развитие умения переключаться с одной деятельности на другую.
- Нормализация психоэмоционального состояния.
Итак, можно сделать вывод, что Логоритмика включает в себя здоровьесберегающие технологии, а также построена на игровых приемах, что отвечает потребностям детей дошкольного возраста, так как ведущая деятельность данного возрастного периода – это игра. Занятия логопедической ритмикой в домашних условиях, а также в детском саду, на мой взгляд, целесообразны и актуальны, так как способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют почувствовать уверенность в себе.