Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Загорские дали»
Управления делами Президента РФ
Пояснительная записка к методической разработке долгосрочного проекта «Времена года».
Время проведения декабрь 2021 – декабрь 2022
Актуальность.
Сочетание трёх видов искусства: музыки, живописи и поэзии отражает духовно-эмоциональную сферу чувств в области художественно-эстетического воспитания дошкольников.
В подобном сочетании мир искусства, его образность можно наиболее полно и доступно передать дошкольникам, используя современные методики, технологии, ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО: в стихотворениях, музыкальных произведениях, живописных иллюстрациях русских поэтов, композиторов, художников.
Особенно ценно такое сочетание при проведении с детьми тематических досугов и праздников, связанных со временами года. После прослушивания цикла П.И.Чайковского «Времена года», перед исполнением которых прозвучат стихотворения знаменитых русских поэтов и наглядно будут представлены пейзажные иллюстрации к тому или иному времени года известных русских живописцев – можно побудить дошкольников старшего возраста выразить свои впечатления словесно, в рисунках, поделках т.е. проявить творческую активность.
Цель
Вызвать у дошкольников познавательный интерес к различным видам искусства, приобщить детей к основам русской, в т.ч. народной, поэтической, живописной и музыкальной культуре, разбудить творческую инициативу.
Задачи:
1. Расширять и обогащать представления детей о временах года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
2. Обогащать эмоциональный опыт и образное мышление детей.
3. .Познакомить детей с творчеством Чайковского, фортепьянным альбомом «Времена года».
4. Познакомить детей с известными русскими поэтами-классиками и их произведениями.
5. Познакомить детей с лучшими русскими художниками и их картинами.
6. Продолжать знакомить детей с фольклорными обычаями, праздниками и русским народным творчеством.
7. Закрепить у дошкольников знание характерных примет каждого времени года
8. Прививать детям эстетический вкус, путем приобщения их к русскому музыкальному, изобразительному и поэтическому искусству.
9. Обогащать словарный запас детей. Развивать связную речь, умение выразить словами свои чувства, эмоции, рисовать словесные картины.
9. Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
10. Воспитывать любовь к Родине.
Ожидаемые результаты:
У детей расширяется кругозор знаний о музыкальном искусстве, композиторах, живописи, природе, традициях, обычаях и праздниках русского народа.
У детей обогащается, активизируется словарь по лексической теме: «Времена года»; совершенствуется произносительная сторона речи.
У детей активно развивается зрительное и слуховое восприятие.
У детей формируется художественно-эстетический вкус, восторженное отношение к искусству.
Вид проекта – групповой.
Тип проекта – творческий.
Участники проекта - дети и воспитатели детей старшей группы, музыкальный руководитель.
Возраст детей - 5-7 лет.
Форма проведения: познавательные занятия, беседы, досуги, развлечения, дидактические тематические игры, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями.
Продолжительность – 12 месяцев
Распределение деятельности по этапам проекта «Времена года»
1 этап – констатирующий
Определение главного направления проектной деятельности.
Разработать концепцию:
- цель и задачи предстоящей работы;
- изучить литературу по проектной деятельности;
- провести предварительную работу, разработать дидактические игры, конспекты занятий, презентации и т.д.
Подобрать материал, распределить обязанности каждого из участников проекта.
Для успешной творческой деятельности создают такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.
Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность.
2 этап – формирующий.
В процессе реализации проектной деятельности, пользоваться методами и приемами, разработанными на первом этапе деятельности.
Разработать перспективный план мероприятий для взрослых с детьми.
Апробировать развитие творческих способностей детей.
Сделать фото разнообразных форм работы.
Проводить совместную работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе.
Изготавливают дидактический материал, проводят выставки продуктивной деятельности, планируют деятельность детей.
Слушают музыку, разучивают новые песни, игры, стихи.
Принимают участие в сочинении попевок, загадок.
3 этап – контрольный.
Проанализировать результаты проекта, разработать методические рекомендации по знакомству с временами года.
Проведение диагностики (наблюдение за психо-эмоциональным состоянием, опрос детей, рассматривание и анализ рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта).
Написание сценария праздника «Времена года в произведениях великих композиторов и художников», проведение праздника. Подведение итогов по результатам проекта.
Дети участвуют в празднике, представляют зрителям продукты своей деятельности: рисунки, поделки т.д.
Работа музыкального руководителя.
1.Познакомить детей с творчеством великого композитора П. И. Чайковского.
2.Познакомить детей с музыкальными произведениями из цикла «Времена года».
3. Учить определять, какие средства музыкальной выразительности композитор использует в музыке.
4.Познакомить с праздниками, обычаями и традициями Русского народа, которые существовали в разное время года.
5. Обогатить слуховой и зрительный опыт детей.
6. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения, уметь говорить о своих чувствах.
7. Составить сценарий праздника «Времена года», подобрать музыкальный и литературный репертуар.
Работа воспитателя.
1.Продолжать знакомить с творчеством великих художников.
2.Продолжать знакомить с пейзажными картинами на тему «Времена года».
3.Учить понимать содержание, настроение картины, выделять главное.
4.Учить передавать своё отношение к изображенному.
5.Учить определять выразительные средства (цвет композиции), с помощью которых художник создаёт настроение.
Ожидаемый результат.
В результате творческо-познавательной деятельности, у детей появится устойчивый интерес к восприятию произведений поэтического, художественного и музыкального жанров, стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.
В процессе знакомства с музыкой, живописью и литературными произведениями, у детей пополнится словарный запас, они станут более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре; появится желание самостоятельно заняться творчеством, выражать свои чувства, позитивное отношение к миру. Все это способствует развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрения.
Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться; дети знакомятся с художественными произведениями данной тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научатся получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, станут более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Смогут более умело передавать свои ощущения: мимикой, жестом в своих рассказах, рисунках, в музыкально-ритмических движениях. Привитие детям хорошего эстетического вкуса, желания слушать, созерцать, узнавать, эмоционально реагировать, понимать, творчески развиваться.
План проекта «Времена года»
Месяц |
Тема |
Занятие |
Содержание |
Кто проводит |
Декабрь |
Святки |
1. Музыка |
|
Муз.руководит. Серова Е.Е. |
Январь |
Фольклорный праздник «Пришла коляда» |
|
Муз.рук. Серова Е.Е Воспитатели |
|
«Святки» |
Музыка |
1. Беседа о зиме, о зимних забавах. Рассматривание картины. 2. Послушать музыку в оркестровой обработке. Рассказать, сколько частей в музыке, какой у нее характер, какие чувства вызывает |
Муз. Руководитель |
|
Месяц |
Тема |
Занятия |
содержание |
Кто проводит |
январь |
У камина |
1. Музыка |
|
Муз.рук.СероваЕ.Е |
2. Музыка |
1. Знакомство с особенностями жизни того времени 2. Создание атмосферы зимнего вечера у камина, используя художественное слово и репродукции художников, прослушивания произведения. |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
3. Восприятие худ лит и фольклора |
Воспитатели |
|||
4. Изобразительная |
Рисование Зимнего пейзажа |
Воспитатели |
||
Февраль |
Масленица |
1. Музыка |
1. Знакомство с русскими обычаями. 2. Слушание произведения П.И.Чайковского 3. Обсуждение произведения (определение настроения, характера, приемов выразительности, инструментов) |
Муз.рук. Серова Е.Е |
2. Музыка |
1. Создание атмосферы праздника, используя фрагменты видео праздничных гуляний, фольклорные потешки, репродукции русских художников 2. предложить потанцевать под музыку, придумать свои движения и использовать знакомые. |
Муз. рук. Серова Е.Е. |
||
Развлечение на улице «Широкая масленица» |
Музыкально-спортивное развлечение. Хороводы, народные игры, пляски |
Муз. Рук. Серова Е.Е Воспитатели всех групп |
||
Март |
Песнь жаворонка |
1. Музыка |
1. Провести беседу о начале весны, о перелетных птицах, используя репродукции русских художников. 2. Прослушать произведение . 3. Попросить мысленно нарисовать картину ранней весны и прилета птиц, рассказать о чем музыка. |
|
Досуг |
1. Провести досуг. «Прилёт птиц», используя р.н.потешки, заклички, игры, хороводы |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
Апрель |
Подснежник |
1. Музыка |
1 Провести с детьми беседу о весне, используя репродукции художников, произведения русских поэтов 2. Прослушивание пьесы Чайковского 3. Обсуждение произведения(настроение, характер, выразительные приемы) |
Муз.рук. Серова Е.Е |
2. Музыка |
1. Создание атмосферы весеннего леса, посредством произведений русских художников, поэтов и писателей. 2. творческое задание (этюд) «Подснежник в лесу» под музыку П.И. Чайковского |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
Май |
Звездная ночь |
1. Музыка |
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
2. Музыка |
1. Прослушивание произведения, беседа по нему( настроение, средства выразительности и т.д) 2. Викторина по прослушанным произведениям цикла «Времена года» |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
Июнь |
Бакарола |
1. Музыка |
1. Прослушать пьесу Бакарола. Поговорить о настроении, которое создает музыка, о ее характере, о разных частях( всегда ли она одинаковая.) Рассказать и показать репродукции художников о лете |
Муз.рук. Серова Е.Е |
1. Прослушивание произведения в оркестровом исполнении с заданием мысленно нарисовать себе картину летнего вечера или дня. Беседа о томчто дети представили |
||||
Июль |
Песнь косаря |
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
|
Экскурсия |
Экскурсия в лес. Беседа о лете, наблюдения. |
Муз.рук., воспитат.ст.гр. |
||
Август |
Жатва |
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
|
Музыка |
2. Викторина по прослушанным произведениям |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
Сентябрь |
На охоте |
1. Музыка |
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
2. Музыка |
1. Слушание пьесы в оркестровой обработке, с заданием нарисовать мысленно картину охоты, обсуждение. 2. Обсудить какие инструменты используются, какие средства выразительности. |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
Октябрь |
Осенняя песнь |
1. Музыка |
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
2 Музыка |
1. Слушание пьесы, обсуждение характера произведения. Какие чувства вызывает, какое настроение создает, как меняется музыка. 2. Предложить детям потанцевать под музыку, включить воображение, представив себя листочком. |
Муз.рук. Серова Е.Е |
||
Экскурсия в лес |
Беседа об осеннем лесе, наблюдения за деревьями, лесом, листьями, птицами. |
Воспитатели ст.гр., муз.рук. |
||
Ноябрь |
На тройке |
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
|
|
Муз.рук. Серова Е.Е |
|||
Развлечение |
Итоговое мероприятие развлечение «Какое время года лучше» |
Муз. Рук Серова Е.Е Воспитатели |
Free Joomla Lightbox Gallery