Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Загорские дали»
Управления делами Президента РФ
Конспект НОД для средней группы.
Цель. Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях. Интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у детей.
Задачи. Воспитывать любовь, уважительное отношение к членам семьи, желание заботиться о близких.
Продолжать учить детей составлять связные рассказы о семье, учить отвечать на вопросы четко и внятно. Развивать внимание и память.
Активизировать словарный запас за счет имен существительных ( семья, родители, внук, брат, сестра); прилагательных (заботливая, добрая); глаголов (помогать, заботиться). Учить понимать предложно-падежные конструкции (кто кем приходится).
Оборудование. Слайды: картина «Семья», семейные фотографии, фотографии мам детей, аудиозапись «Песня про маму» сл. Юрий Энтина, проектор.
Содержание организованной образовательной деятельности.
Слайды «Семейные фотографии».
Дети заходят и садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам семейного альбома. Послушайте стихотворение Т.Бульковской «Что может быть семьи дороже».
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших – как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Слайд: картина «Семья».
Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на картину, кого вы видите на картине?
Дети : бабушку, дедушку, папу, маму, детей – Таню и Ваню.
Воспитатель. Все вместе они… (семья). Семья – это родные люди, которые вместе живут дружно, любят друг друга, заботятся друг о друге, вместе отдыхают. У каждого человека есть семья.
Ребята, посмотрите, как много родственников в этой большой семье.
Давайте поиграем в игру «Кто кем приходится?»
Кто для бабушки и дедушки мальчик и девочка? (внуки)
У Тани и Вани есть папа и мама, кто они для детей? (родители)
Маша, кто ты для своей мамы? (дочка)
Матвей, кто ты для своих родителей? (сын)
Кто для Вани Танечка? (сестра)
Чей Ваня брат? (Тани)
Воспитатель. Говорят: «Семья сильная, когда над ней крыша одна».
Это когда все живут в одном доме: бабушка, дедушка, родители, внуки, им никакая беда не страшна, они всегда друг другу помогут.
Давайте с вами поиграем и расскажем какая бывает семья.
Физминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре, (дети шагают)
Кто живет у нас в квартире? (изображают крышу дома)
Раз, два, три, четыре, пять (дети шагают)
Всех могу пересчитать. (показывают пальцем «считают»)
Папа, мама, брат, сестра, бабушка и дедушка (загибают по очереди пальцы)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны туловища влево – вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево – вправо)
Вот и вся моя семья! (хлопают в ладоши)
Воспитатель. Молодцы, ребята, присаживайтесь на стульчики.
Слайды «Семейные фотографии детей».
Воспитатель . Ребята, посмотрите на эти семейные фотографии (идут слайды), вы узнаете себя, ваших родных? Расскажите о своей семье: с кем вы живете, что вы вместе любите делать.
Ребенок. Я живу с мамой, бабушкой, дедушкой, с братом Ваней и Егоркой. У нас дружная семья. Мы ходим в бассейн, вместе гуляем, играем, смотрим мультики, помогаем маме.
Рассказ ребенка о семье.
Воспитатель. Мы услышали рассказы детей о семье. Как они живут дружно, весело проводят время, все делают вместе.
Слайды «фотографии мам».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на своих мам (несколько слайдов фотографий мам). Какие ваши мамы красивые, какие у них добрые глаза!
В этом месяце мы празднуем «День матери» и разучили с вами стихотворение о маме. Алла, расскажи ребятам стихотворение о маме.
Ребенок читает стихотворение.
Слово «мама» дорогое
Мамой нужно дорожить.
С ее лаской и заботой
Легче нам на свете жить.
Воспитатель. (Валя), какая у тебя мама, расскажи нам о ней.
Ребенок. Мою маму зовут Света. Она хорошая, красивая. У нее добрые глаза. Мама любит меня, заботится обо мне. Моя мама художница.
(Милена), расскажи о своей мамочке.
Ребенок. Моя мама Наташа – добрая, веселая, ласковая. Она заботится о нас. Мама любит печь пироги.
Воспитатель . Как много добрых слов вы сказали о маме. Ваши мамы хорошие, нежные, милые, заботливые, добрые.
В народе говорят: «При солнышке тепло, а при матери добро».
Воспитатель . Ребята, что дает солнышко людям? (тепло, свет)
- Что дает мама детям? (заботу, добро, любовь)
Воспитатель читает стихотворение.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Была добрая вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
Я тебе отвечу прямо:
- Потому что дома мама!
Воспитатель. Какими же добрыми делами целый день занята мама?
Дети. Мама заботится о нас, жалеет, работает.
Воспитатель. Ребята, и мы можем помочь мамам, бабушкам добрыми делами, чтобы они не уставали.
Давайте поиграем в игру «Добрые дела». Становитесь в круг. Мы будем передавать «солнышко» друг другу, оно такое теплое, лучистое, как мама, и будем говорить какими добрыми делами мы можем порадовать родных.
Игра «Добрые дела».
Дети : Я помогаю маме мыть посуду, я заправляю постель, я убираю игрушки, я приношу бабушке очки, я помогаю маме накрывать на стол, я помогаю убирать посуду, я складываю свою одежду, я играю с братиком…
Воспитатель . Молодцы, ребята, как много добрых дел вы назвали которые делаете для своих близких, помогаете им.
Слайд: портрет Елены Благининой, иллюстрация к стихотворению «Посидим в тишине».
Воспитатель. Ребята, послушайте стихотворение Елены Благининой «Посидим в тишине».
Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне
- Ничего, - шепнул он будто, -
Посидим и в тишине.
Беседа по вопросам.
Воспитатель. Ребята, как называется это стихотворение? («Посидим в тишине»)
- О ком говорится в этом стихотворении? (о маме и ее дочке)
Ребята, что говорится в стихотворении о маме, что она делает? (мама спит)
- Почему мама уснула? (она устала)
- Кто заглянул в комнате к девочке, где спала мама? (луч солнца)
- О чем девочка рассказала солнечному лучику? (девочка хотела поиграть, почитать, похохотать, мяч покатать, песенку спеть)
- Почему же девочка не играет с игрушками? (девочка любит свою маму, заботиться о маме, не мешает маме отдыхать)
- Какое доброе дело сделала девочка для мамы? (сидела тихо, не шумела)
Воспитатель. Ребята, вы правильно сказали девочке очень хотелось поиграть с игрушками, повеселиться, спеть песенку, и чтобы мамочку не потревожить, не разбудить, она сидела тихо, не играла с игрушками, потому что она сильно любит свою маму.
Звучит музыка «Песня про маму» (слова Юрий Энтин)
Слайд «Мама с дочкой»
Мама- самый близкий, родной человек, она всегда будет рядом с нами. Мама любит вас, жалеет, заботится о вас, дает советы. Старайтесь мамочку никогда не огорчать.
Наша беседа - путешествие по страницам семейных фотографий подходит к концу. Сегодня мы говорили о семье. Ребята, что такое семья? В семье родные живут вместе, дружно, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Мне понравились ваши интересные рассказы о семье, о маме. Я хочу вас всех поблагодарить, вы все молодцы. Я уверенна, что вы, ребята, будете хорошими помощниками для своих родителей, бабушек, дедушек и будете радовать их добрыми делами.