Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Загорские дали»
Управления делами Президента РФ
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Образование: Высшее.
Стаж: Общий – 17 лет. Педагогический стаж – 2 года. В ФГБДОУ - 4 года
Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека, она заключается не только в умении избегать ошибок, но и в стремлении постоянного совершенствования.
Речь – одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит впечатление, которое мы производим на людей. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать.
Таким образом, культура общения складывается из :
1. умения слушать собеседника
2. речевого этикета
3. соблюдения правил хорошего тона.
1. Умение слушать собеседника.
- Категорически запрещено оказывать давление на собеседника, навязывать своё мнение. Мало того, что это некрасиво, так ещё и неэффективно. Ваша манера поведения вызовет защитную реакцию партнёра, и тогда Ваш разговор, в лучшем случае, не сложится.
- Проявляйте неподдельное внимание к мыслям и чувствам собеседника, уважайте мнение своего визави.
- если Ваш собеседник, в отличие от Вас, пренебрегает правилами хорошего тона, выскажите свою точку зрения, начав словами :«Вам не кажется, что…»
- если во время разговора завязался спор, и Вы осознали свою неправоту, Вы должны признать свою ошибку.
2. Речевой этикет .
- в деловой сфере по нашей речевой культуре судят не только о нас самих, но и об учреждении, представителем которого мы являемся.
- речь культурного человека звучит грамотно.
(Практическое задание)Исправьте меня :
- извиняюсь! – перед кем?
- я кушаю! – только приглашая к еде и по отношению к детям с лаской и заботой о себе всегда – я ем!
Предлагаю Вам проверить свои силы в выполнении нескольких заданий на раздаточных листах.
1. Поставьте ударение в словах.
- новорожденный
- камбала
- звонит
- феномен
- торты
- вероисповедание
- премирование
- кремень
- ломоть
- жизнеобеспечение
2. Найдите синоним.
- волонтёр – доброволец
-генезис – происхождение, зарождение, развитие
- неглиже – легкое домашнее одеяние
- кредо – убеждение, мировоззрение
- амбиция – честолюбие, гордость, стремление к цели
- респектабельный – почтенный, важный, представительный
- меркантильный – расчётливый, торговый, купеческий
3. Найдите антоним.
- всплывать – опускаться
- узнавать – забывать
- оппозиционер – партнёр
- как пить дать – точно
4. Перефразируйте.
- носить воду в решете – бесполезное действие
- съесть пуд соли – хорошо узнать
- волк в овечьей шкуре – двуличие, притворство
- на блюдечке с золотой каёмочкой – без усилий, трудов
- альфа и омега – начало и конец всего
- избегайте многословия, не надо лишних слов, отвлекающих внимание от главного предмета речи.
- чётко формулируйте цель предстоящего общения.
- стремитесь к речевому разнообразию . Для каждой конкретной ситуации находите подходящие слова.
(попросите коллегу выпить с вами чашечку чая, повторять слова предыдущего нельзя.)
- научитесь находить общий язык с любым собеседником.
- никогда не отвечайте грубостью на грубость. Не опускайтесь до уровня своего плохо воспитанного собеседника.
- не перенимайте стиль своего собеседника, придерживайтесь своих речевых привычек .
- во время общения следите, чтобы эмоции не пересилили разум, сохраняйте самоконтроль и самообладание.
3. Правила хорошего тона.
- на «ты» следует обращаться только к друзьям, близким и детям, младше 18 лет.
- самая важная персона в любой фирме – шеф. Именно Вы должны говорить ему первой «Добрый день» .
- оптимальная дистанция собеседников 1,5-2 вытянутые руки.
- недопустимо обращение по половому признаку – «мужчина» ,«женщина» ; роду занятий – «сантехник» ,«официант» ; возрасту – «бабуля» ,«ребёнок» .
- в случае обращения к незнакомому человеку следует пользоваться безличными фразами: «позвольте» ,«извините» ,«прошу прощения» .
-просить профессионального совета (врача, юриста и т. д.) в гостях – бестактно!
- воспитанный человек говорит о себе в последнюю очередь. Даже если Вас об этом попросили, то вскоре разговор следует перевести на другую тему.
- домашние дела и болезни обсуждает тот, кто не может найти лучшей темы для разговора.
- если Ваш знакомый идет по улице в сопровождении незнакомой дамы, то обратиться к нему можно в случае крайней необходимости.
- чтобы быть интересным собеседником, нужно стать «хорошо информированным» , т. е. иметь представление о последних новостях в политике, музыке, фильмах, спорте. Так что читайте книги, журналы, газеты, слушайте музыку, смотрите фильмы.
- не стремитесь подавить собеседника своей эрудицией, никому не хочется чувствовать себя глупее других.
Требования к речи воспитателя.
- думайте о том, что говорите.
- станьте образцом для подражания. Предложите детям поиграть в д. с., и послушайте свою речь в детском исполнении.
- очень важны доброжелательность и искренность речи, даже если выражаете недовольство.
- речь «как из пулемёта» не воспринимается детьми.
- крик на детей - ошибка, дети будут кричать ещё сильней.
- не загромождайте свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.
- не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами.
-учите детей задавать вопросы и правильно задавайте их сами.
Вопрос собирает и направляет внимание ребёнка:
Неверно - Что это?
Верно - как это случилось?
Неверно - зачем ты бросил?
Верно - для какой игры нам надо столько кубиков? (ищем причины и связи)
Неверно - Дети, послушайте внимательно, сейчас я вам задам вопрос: что такое метель?
Верно – Дети, вы хорошо подумайте и правильно мне ответьте: что такое метель?
В мастер-классе использовались материалы, взятые с открытого источника: https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-pedagogov-rechevoi-yetiket.html