Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Загорские дали»
Управления делами Президента РФ
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности.
Цель:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитывать патриотизм, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.
5. Воспитывать гражданско-патриотических чувства посредством изучения государственной символики.
Содержание работы по направлениям включает:
1. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
2. Знакомство с родным посёлком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.
3. Знакомство с профессиями.
4. Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
5. Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
6. Знакомство с героями сказок и их подвигами.
7. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
8.Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
9. потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Принципы работы по патриотическому воспитанию:
1. Принцип индивидуального подхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностей его развития.
2. Принцип сотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип интегративности – взаимосвязь с различными видами деятельности.
5. Принцип систематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
6. Принцип доступности – обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
7. Принцип проблемного обучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
8. Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть патриотическими чувствами, чтобы передать их детям.
9. Принцип игровой подачи материала - в своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности - игру.
В работе используются различные технологии:
-игровые,
-информационные,
-коммуникативные,
-проблемные,
-развивающего обучения,
-проектные,
-ИКТ.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Средства:
-Примеры проявления героизма.
- Взгляды на патриотизм в летописях.
- Русские народные былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли).
- Русские сказки в процессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края; сказки о солдатской дружбе и прочее.
- Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
- Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитаниюдетей представлена следующим образом:
1. Я и моя семья
2. Детский сад
3. Наш город, наша край.
4. Наша Родина, столица, символика
5. Природа и мы
6. Права и обязанности (Конституция)
7. Права ребенка (Конвенция)
Работа по нравственному воспитанию должна проводиться регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.
Семья является первым социальным институтом формирования у ребенка патриотизма. В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное взаимодействие детского сада и разностороннее развитие ребенка продолжается в сообществе: «семья – педагог – ребенок». Детский сад оказывает свое воздействие на ребенка в самый важный сензитивный период его жизни. Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его воспитание.
В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Конспект занятия по математике «Математический цирк» в старшей- подготовительной группе
Цель
*Обобщать и систематизировать знания детей.
*Формировать интерес к математике через игровую деятельность детей.
Задачи
Продолжать учить порядковому счёту в пределах 10
Обратный счёт
Различать количественный и порядковый счёт.
Правильно отвечать на вопросы: «Сколько» «Который по счёту»
Учить определять и проговаривать насколько меньше «На один»
Узнавать и называть цифры от1-10
Закреплять знания о геометрических фигурах.
Учить детей согласовывать существительное с числительными.
Закрепить знания о понятиях
«Один -много».
Воспитывать самостоятельность.
Уверенность в себе, умение понимать учебную задачу и точно её выполнять.
Желание помочь ближнему.
Умение взаимодействовать в группе.
Виды деятельности:
*Игровая.
*Двигательная.
*Познавательно – исследовательская.
*Коммуникативная
Планируемые результаты:
Умение считать до 10. и обратный счёт.
Принимать заинтересованное участие в образовательном процессе.
Отвечать на вопросы.
Конспект занятия по физкультуре «Цветок здоровья» в старшей- подготовительной группе
Цель:
Обогащение двигательного опыта детей. Формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1- Упражнять детей в ходьбе с выполнением движений по кругу.
2- Учить прыгать с продвижением вперед.
3- Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке.
4- Формировать навыки и привычки здорового образа жизни.
5- Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, прививать любовь к физкультуре.
Оборудование:
4 обруча, гимнастическая скамейка – 1, дуга – 1. Маленькие мячи синего и зеленого цветов.