Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Загорские дали»

Управления делами Президента РФ

Криставчук Анна Сергеевна

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Образование: Высшее.

  • МГПУ ФГБОУ ВО, г. Москва, 2018 г, специальность: логопедия.
  • «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики» г. Москва, 2009г., квалификация: юрист, специальность: юриспруденция.
  • ООО «Столичный учебный центр», г. Москва, 2019г., квалификация: учитель-дефектолог (олигофренопедагог).
  • ООО «Инфоурок», г. Смоленск, 2018 г. квалификация: педагог дополнительного образования для детей и взрослых.

Стаж: Общий – 17 лет. Педагогический стаж – 2 года. В ФГБДОУ - 4 года

Диплом магистра

Скачать дипломы и аттестаты

В логопедии существует понятие о влиянии малых анатомических аномалий артикуляторных органов и зубочелюстного аппарата на формирование звукопроизношения. К ним относят аномалии прикуса, строения языка (макро- или микроглоссия), отсутствие некоторых зубов, укорочение подъязычной уздечки, высокий свод твердого нёба («готическое нёбо»). В связи с этим выделяются так называемые «механические дислалии». В большинстве случаев речевые патологии так или иначе связаны с врожденными или приобретенными дефектами органов речи.

Хотелось бы уделить внимание так называемым вредным привычкам, которые могут привести к нарушению формирования артикуляционного аппарата и, как следствие, к нарушению звукопроизношения, среди них:

- привычки сосания (пальцев, губ, щек, предметов, языка);

-зафиксированные неправильные функции (жевания, глотания, привычка давить языком на зубы, ротовое дыхание, неправильная артикуляция);

-неправильное положение нижней челюсти и языка в покое.

По данным литературы, чаще других привычек встречается сосание большого пальца руки. Эта привычка развивается в первые месяцы жизни, а также во время прорезывания зубов и иногда в более позднем возрасте. Эта привычка является следствием повышенной активности сосания и недостаточного грудного вскармливания, однако необходимо отметить, что чрезмерно длительное кормление грудью или сосание соски также может способствовать возникновению данной привычки. В зависимости от продолжительности, частоты и интенсивности привычки, способа расположения во рту возникает та или иная зубочелюстная аномалия.

Следует отметить, что при данной привычке часто возникает смещение нижней челюсти с уплощением переднего участка нижней зубной дуги, открытый прикус по вертикали и горизонтали. При сосании указательного пальца, согнутого книзу, может получиться смещение нижней челюсти вперед или в сторону, если палец вкладывается со стороны угла рта. Сосание группы пальцев часто приводит к развитию открытого прикуса, при этом язык отодвигается кзади, что затрудняет дыхание и другие функции зубочелюстной системы.

Основой другой привычки является безусловный рефлекс сосания. Эта привычка выражается в сосании или прикусывании нижней или верхней губы, языка, щек, дети кусают ногти, ручки, карандаши и другие предметы.

Привычка прикусывать нижнюю губу вызывает протрузию (выпирание из челюстной дуги) верхних резцов.

Сосание верхней губы способствует небному наклону резцов верхней челюсти и тормозит развитие переднего участка верхней зубной дуги, в результате чего развивается ложная прогения (фронтальная).

Хотелось бы обратить внимание на привычку сосать язык или прокладывать его между зубами и прикусывать – это приводит к резко выраженному открытому прикусу. При своеобразном прокладывании языка между боковыми зубами с одной или двух сторон наблюдается открытый прикус в боковых участках и нарушение разжевывания пищи.

Правильное положение головы ребенка при вскармливании играет важную роль в развитии зубочелюстной системы. Во время искусственного кормления голова ребенка часто располагается неправильно - она запрокинута. Поэтому у таких детей задерживается рост нижней челюсти, формируется дистальная окклюзия (несоответствие размеров верхней и нижней челюсти). Способствуют образованию зубочелюстных аномалий форма и размер соски. Длинная круглая соска изменяет положение языка, нарушает мышечное равновесие между жевательной мускулатурой и мышцами языка.

Известно, что в норме при привычной физической нагрузке вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит через полость носа. Нарушение носового дыхания приводит к развитию значительного количества зубочелюстных аномалий. Имеются данные, что зубочелюстные аномалии сочетаются с хроническими заболеваниями носа и глотки у 34% детей, тогда как у детей с нормальным прикусом эти заболевания встречаются лишь в 6% (А.А.Погодина). Имеются сведения (Ф.Я. Хорошилкина, Р. Френкель, Л.М. Демнер и др.) о том, что искривление носовой перегородки, гипертрофия нижних носовых раковин, увеличенные аденоиды (48,5%) на задней стенке глотки и небноглоточные миндалины (44%), а также другие хронические заболевания верхних дыхательных путей (60%) являются механическими препятствиями для носового дыхания. Однако многие дети (до 39%) с зубочелюстными аномалиями дышат через рот при свободной проходимости носовых путей.

Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:

–пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами);

–наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды, воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки, полипы и др.);

–привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.

Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыхании объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следующее. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка верхней зубной дуги вперед. Увеличение тонуса мышц, опускающих нижнюю челюсть (они же смещают ее назад), вытягивание вперед слегка приподнятой головы, способствуют смещению нижней челюсти назад.

Одна из особенностей вредных привычек заключается в их непроизвольности, что делает сложным их искоренение. Факторы убеждения в этом случае не всегда эффективны. Второй особенностью является необходимость принятия конкретных и специальных мер против каждой из вредных привычек, поскольку нет каких-либо универсальных способов их устранения.Третья особенность - отсутствие знаний о последствиях дурных привычек у многих людей, что позволяет длительное время сохранять их.

Устранение каждой из вредных привычек требует внимательного отношения, а во многих случаях длительного времени и терпения, как от родителей, так и от воспитателей, логопедов и др.

Таким образом, не вызывает сомнения важность и необходимость проведения разъяснительной работы среди педагогических работников и родителей, касающейся профилактики вредных привычек у детей. Своевременное вмешательство позволит снизить риск возникновения звукопроизносительных расстройств.

Материал статьи взят с открытого источника, https://centr-rostok.ru/bibl-1.html

С заботой о Ваших детях

twittergallerycontact